Конкуренция, в которой участники соблюдают все требования текущего законодательства, предполагает возможность компаний в равной степени влиять на рыночную ситуацию, представлять отчеты и иметь одинаковый доступ к передовым технологиям. Конкуренция сегодня является одним их самых приоритетных направлений развития, причем данное явление с каждым годом становится все более значимым. Национальная потребность хозяйствующих субъектов в конкуренции утверждается на законодательном уровне - причем закрепляется она в статьях 8 и 34 Конституции РФ, в федеральных законах и проектах (например, в Национальном плане развития конкуренции).
Отметим, что конкуренция должна быть здоровой, то есть отвечать всем требованиям законодательства. В этой статье мы рассмотрим, каким образом и с помощью каких инструментов осуществляется надзор за конкуренцией, а также познакомимся с таким понятием, как антимонопольный комплаенс.
В чем особенности конкуренции
Вот основные два положения конкуренции:
- Свобода принятия решений. Каждый хозяйствующий субъект имеет право самостоятельно определять направление развития, принимать решения о внедрении тех или иных технологий в производственные процессы и пр. При этом он не нуждается в "указах свыше".
- Стремление к эталону. Каждый хозяйствующий субъект в собственных интересах максимально удовлетворить потребности покупателей имеет право совершенствовать бизнес-процессы, повышать квалификацию работников и пр., что позволяет ему быть впереди конкурентов и становиться привлекательным в глазах инвесторов.
Однако нельзя забывать, что конкуренция также нуждается в контроле. Все правила конкуренции прописаны в антимонопольной политике, которая также принята на законодательном уровне. Основным инструментом этой политики является антимонопольный комплаенс.
Что такое антимонопольный комплаенс и для чего он нужен
Основным контролирующим органом, который осуществляет надзор за конкуренцией, является Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС), а его основной инструмент - антимонопольный комплаенс.
Комплаенс представляет собой систему внутренних актов и правил, которая принимается самой организацией, предназначенная для обеспечения соблюдения требования антимонопольного законодательства. Иными словами, введя антимонопольный комплаенс, ФАС внедряет самоконтроль - то есть теперь компании могут самостоятельно контролировать себя, предотвращая случаи нарушения закона.
Какие преимущества дает антимонопольный комплаенс
Внедрение комплаенс-системы приносит большие преимущества для обеих сторон - как для ФАС, так и для самих хозяйствующих субъектов. Первая получает возможность снизить нагрузку на своих специалистов - а значит орган может не отвлекаться, а оперативно решать вопросы восстановления прав. Компании в свою очередь получают следующие преимущества:
- Организация может самостоятельно выявлять факты нарушения требования антимонопольного законодательства и вовремя их устранить. Благодаря этому компания может избежать "разговоров" с сотрудниками ФАС, штрафов и прочих наказаний.
- Сам факт наличия комплаенса позволяет снизить размер наказания, если ФАС в ходе внеплановой проверки выявит нарушение в деятельности субъекта.
- Компании с антимонопольным комплаенсом подвергаются проверкам со стороны ФАС намного реже, чем те, которые работают без него. То есть промежутки между проверками длиннее.
С чего следует начать внедрение антимонопольного комплаенса
Комплаенс должен учитывать специфику деятельности организации, риски возникновения фактов нарушения законодательства и пр. Поэтому начать нужно с антимонопольного аудита:
- Оценить риски. Необходимо проанализировать внутреннее взаимодействие сотрудников между собой (например, чаты, в которых они переписываются), изучить сайт компании и документацию (посмотреть, нет ли на сайте утверждений без доказательств, вроде ."компания №1" и пр.).
- Оценить вероятность нарушения требований ФАС.
- Смоделировать факты нарушения положений антимонопольного законодательства.
Чтобы полностью разобраться в антимонопольном законодательстве, вы можете записаться на наше обучение. На курсе вы получите лучшие профессиональные навыки и компетенции, научитесь принимать решения в точном соответствии с требованиями ФАС, оценивать риски и принимать меры по их снижению. Также эксперты и практикующие специалисты научат вас по шагам внедрять антимонопольный комплаенс в деятельность организации в соответствии с требованиями законодательства. Также вы научитесь повышать эффективность системы по мониторингу нарушений антимонопольного законодательства, работать с продвинутыми инструментами, которые позволяют вам оценивать риски и управлять ими.