Основные изменения, касающиеся закупочного процесса, читайте ниже.
1. Предусматривается сокращение количества способов закупки, оставив только аукцион, конкурс и запрос котировок. Предполагается упразднить запросы предложений, конкурсы с ограниченным участием и двухэтапные конкурсы, так как эти процедуры частично дублируют открытый конкурс и носят избыточный характер. Безусловно, это хорошо. По сути, останется только три типа документации, которые будет необходимо корректировать в соответствии с изменяющимся законодательством. К содержанию извещения, документации, также к составу и содержанию заявок будут установлены единые требования. Возможно, в дальнейшем унифицируют формы подаваемых заявок участников, что существенно упростит рассмотрение и оценку поступивших заявок на участие в закупочной процедуре.
2. Проводить торги можно будет не через 4, а через 2 часа со времени окончания подачи заявок. Касается это только определенных закупок в сфере строительства. Сокращение времени достигается за счет сокращения срока информационного взаимодействия между операторами электронных площадок и банками до одного часа.
3. Вводятся новые случаи применения закрытых конкурентных способов для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
4. Сокращаются сроки проведения процедур, в том числе рассмотрения заявок. Прием ценовые предложений по аукциону составит 4 минуты. Если аукцион идет на повышение, то максимальный срок аукциона составит 3 часа с даты поступления ценового предложения, которое меньше 0,5% НМЦК. Предлагается проводить аукцион до рассмотрения заказчиками заявок, где указаны технические характеристики объекта закупки. Сделано это для того, чтобы не допустить раскрытия информации об участниках электронного аукциона. То есть получается, что процесс станет похож на запрос котировок, только с торгами. При этом ничего не говорится о сроках и количестве протоколов подведения итогов. Также в случае отсутствия поданных заявок не нужно будет продлять сроки закупки и проводить запрос предложений.
5. Предусматривается исключение подзаконных актов, предоставляющих преимущества организациям УИС и инвалидов – такие преимущества должны быть отражены в законе о контрактной системе. Нельзя будет смешивать в одной закупке товары, включенные в перечень и не включенные в него.
6. Совершенствуется порядок предоставления обеспечения заявок. Одна из причин – повышение максимальной цены лота по запросу котировок до 3 млн рублей. На средства, находящиеся в заблокированном состоянии на спецсчете, нельзя накладывать взыскание по обязательствам участника закупки.
7. Заказчик сможет заключить контракт либо с победителем, либо со вторым участником в случае уклонения победителя, либо третьему номеру итогового протокола. Остальные участники имеют право отозвать заявки и не заключать контракт. Предполагается, что данная мера повысит вероятность заключения контракта без повторного проведения закупочной процедуры.
8. Упраздняются некоторые пункты статьи 93, дающие право произвести закупку у единственного поставщика (пункт 6). Некоторые другие пункты претерпели изменения (8, 11, 23,30). Также предполагается введение новых случаев закупки у единственного поставщика, в частности закупка работ по реконструкции, строительству, капремонту или сносу объектов капстроительства (в целях исполнения поручений Правительства). Для заказчиков это хорошо. Для закона о конкуренции – не очень.
9. Ужесточаются антидемпинговые меры. Обеспечение исполнения контракта должно составлять не менее 10% НМЦК. Получается, что данное изменение коснется закупок, которые проводятся без установления ограничений для СМП и СОНКО. Это повлечет за собой дополнительную финансовую нагрузку на участников закупок. В тоже время участники из числа СМП и СОНКО могут продолжать не платить обеспечение исполнения контракта.
10. Внесены дополнения в систему электронного документооборота между поставщиками и заказчиками. Это то, чего так не хотят заказчики и поставщики, так как система новая и очень трудозатратная. Сколько к ней будут привыкать и с той и с другой стороны – неизвестно. С другой стороны никто не отменял штрафов за просрочку внесения исполнения контракта.
11. Документооборот между заказчиками и ФАС также перейдет в электронную форму с использованием ЕИС.
12. Реализуется возможность предоставления банковских гарантий корпорацией «ВЭБ.РФ». Если это упростит и удешевит процесс получения таких гарантий для поставщика, то мера должна быть достаточно эффективной.